Travels & Adventures Logo

Вход
 
 
Воспитание щенка РОСа. (Аксёнов И.В.)

Воспитание щенка РОСа.

Опубликовано:
08-02-2015
 

Мечта сбылась! У Вас дома появился очаровательный щенок РОСа. Друг и будущий помощник на охоте.

И вместе с его появлением у владельцев, возникает множество вопросов на тему, что и как надо делать, чтобы щенок оправдал ожидания владельца и стал настоящей охотничьей собакой.

Для щенков до 3х месяцев, их можно разделить на три категории:

1.Воспитание щенка- послушание
2. Начальные навыки для будущей работы в поле.
3. Вопросы связанные с правильным кормлением, и выращиванием щенка.

Вопросы относящиеся к 3й категории, в этой теме, будет обсуждаться только в привязке к вопросам 1 и 2.

Так как самым важным и самым сложным, является возраст до 10-12 месяцев, и как правило молодые владельцы в этот момент совершают много ошибок в воспитании щенков, которые в последующем трудно исправить, и предоставлены в этой работе, сами себе. Попробую рассказать как связать отдельные упражнения и занятия в единое целое, не претендуя на истину в последней инстанции.

Сначала, об основных принципах воспитания щенка.

  • Владелец щенка, непререкаемый авторитет для него.
  • Он его кормит, с ним играет, разрешает или нет, играть щенку, другим членам семьи, собакам и посторонним людям.
  • Он самый интересный для щенка член стаи, строгий и справедливый.
  • С ним всегда интересно, весело.

Всё это одним словом называется, контакт. Он главное в работе с щенком, от него зависит вся последующая работа.

Есть несколько ошибок которые делают все владельцы щенка в установлении с ним контакта.

Заменяют себя другими членами семьи, дети, жена. Дети носятся как угорелые со щенком пока владелец отдыхает придя домой с работы. Жена кормит щенка, когда владелец дома. Владелец выйдя погулять с щенком, присоединяется к компании других владельцев щенков,и обсуждает с ними насущные проблемы а щенки предоставлены сами себе.... Так у охотника, владельца щенка, быть не должно.

Первое что должен сделать владелец, это оговорить с членами семьи что можно и что нельзя делать.

Щенок не плюшевая игрушка, это будущая охотничья собака, и все члены семьи должны выполнять определённый порядок при общении с ним.

Дети не должны гулять с щенком, без владельца, в исключительных случаях только на поводке. Жена гуляет со щенком только на поводке. Должен быть запрет на прогулку вместе с другой собакой семьи и в компании других щенков до 10 месяцев.

Каждая прогулка владельца со щенком, это занятие, интересное и весёлое для щенка, заканчивающееся для него, на самом интересном. Обязательно каждое занятие заканчивать упражнением или командой, которые щенок хорошо выполняет. Продолжать можно долго, но главное, чем последовательнее будут выполняться членами семьи их договорённости, тем лучше для щенка.

Как пример:

  • Запрет на нахождение щенка на диване, на кухне.
  • Кормление только владельцем или старшим членом семьи в его отсутствие.
  • Запрет на кормление со стола. Щенок не должен попрошайничать, у стола.
  • Команды щенку должны отдаваться только спокойным ровным голосом, при крике, игры со щенком детей, прекращаются.
  • Как гулять со щенком.
  • Запрет на обучающие занятия всем, кроме владельца.
  • Действия членов семьи, при играх и кормлении в отсутствии владельца.( основное в этом пункте, последовательность и порядок, определяемый владельцем)

Можно добавлять(убирать) к этим условиям любые удобные членам семьи, главное, одинаковые требования к щенку, всех членов семьи без исключений.

Наконец Вы обговорили с членами семьи все условия, и пришли к разумному компромиссу.

Первое что Вы должны будете сделать, это дать понять щенку кто главный. Кричать, наказывать не надо. Щенок должен понять ,что надо подчиняться, а не бояться. Есть простой и очень эффективный способ. Как только щенок обжился, познакомился с новой обстановкой, стал вести себя естественно, возьмите его в руки, сядьте поудобней, зафиксируйте щенка рукой так, что бы он не мог шевелиться, прижав его к себе. По прошествии нескольких минут щенок начнёт выражать своё неудовольствие, скулить и вырываться. Ваша задача очень мягко, но уверенно и настойчиво удерживать его в руках, прижимая к себе, пока он не успокоится и не заснёт на руках. Как только начинает успокаиваться, немного ослабляйте руки, он должен заснуть без удержания, просто лежа в руках или полностью успокоится и лежать, не пытаясь вырваться и не скуля, хотя бы пять минут. Не думайте что это упражнение простое для Вас. На него может уйти от 20 минут до двух часов Вашего времени и немало сил. Заодно можно примерно определить силу характера Вашего питомца и его желание подчиняться. В общем, чем меньше времени Вы потратите на это упражнение, тем больше вероятность, что щенок мягкий по характеру, и будет выполнять Ваши требования с желанием. Через неделю упражнение можно повторить. Если на повторное упражнение Вам понадобилось намного меньше времени, его больше можно не повторять. Если нет, повторите еще раз, хуже не будет. Не забудьте после упражнения попоить щенка, лучше если Вы подгадаете время и покормите его после того как он проснётся.

Можно начинать учить щенка кличке, команде «ко мне», «сидеть», «место», «подай».

На что надо обратить внимание. Если владелец присаживается, щенок воспринимает это движение как «папа зовёт поиграть». Пользуйтесь этим, назвали кличку щенка, дали команду ко мне, присели. Можно похлопывать в начале по ноге ладошкой, подбежал, встали, протягивая щенку кусочек и заводя рукой с кусочком за него или над ним. Щенок сядет, не пропустите этот момент, отдайте команду сидеть. И наградите кусочком щенка. Щенок выполнил упражнение ко мне - сидеть. Получил кусочек. Если он ест его сидя, отлично. Если встаёт что бы взять его из рук, плохо. Повторите движение, поднимая кусочек, что бы щенок сел. Он должен его съесть сидя. Можно очень осторожно удерживать его на месте рукой. Как только съел, дайте команду гуляй и покажите рукой в каком либо направлении, сами начинайте движение по руке. Старайтесь отрабатывать команды вместе, всегда в определённой последовательности. Это немного сложней, чем отрабатывать команды отдельно одну от другой, но позволяет закреплять комплекс действий, а не отдельные действия, которые придётся связывать между собой неизвестно сколько времени.

У Вас должна получиться следующая последовательность действий:

Ко мне - сидеть - поощрение - разрешительная команда на дальнейшее действия щенка(гуляй) в показанном Вами направлении. В дальнейшем после усвоенного твёрдо этого занятия, необходимо давать выдержку на команде сидеть. Сначала несколько секунд, доведя её хотя бы до минуты.

В чём самая распространённая ошибка при обучении?

Щенок воспринимает Ваши похвалы как отмену предыдущей команды. Вы говорите хорошо, молодец, и щенок прекращает выполнение команды. Следите за этим, с самого начала обучения.

Вторая ошибка, не вовремя отданная команда. Щенок не до конца выполнил предыдущую команду, а Вы уже отдаёте другую.

Третья - многократное повторение команд. Отдавайте повторную команду, только если уверены ,что щенок точно не выполнит первую.

Команда место.

Главное что должна знать Ваша семья и Вы, никому нельзя беспокоить щенка на его месте. Даже если он спрятался туда, что нибудь натворив. Всегда начинайте упражнения и занятия, положив щенка на место. Дайте ему выдержку, для начала несколько секунд. Потом позовите его. Всегда перед кормлением щенка посылайте его на место, или усаживайте его туда сами. Давайте выдержку, сначала несколько секунд, постепенно доводя её до нескольких минут. Относите на место щенка, если видите, что он устал и хочет спать.

Пример. Перед кормлением, взяли миску с кормом, щенка в руки, и отнесли на место. Усадили его туда, поставили миску в метре от места. Если щенок побежал к ней, посадили на место, приговаривая место, место, удерживая руками щенка на нём и поглаживая его. Убираете руки, не двигается к миске, прекрасно, отдавайте команду возьми. Миску убираем всё дальше и дальше к кухне, следим, что бы щенок оставался на месте.

Закрепляем при кормлении щенка команду сидеть. Когда щенок ест, командуем сидеть, одновременно одной рукой придерживая спереди грудины, другой нажимая на круп щенка. Постепенно убираем руки, добиваясь чтобы щенок сам ждал, сидя, команды возьми. Выдержку увеличиваем с нескольких секунд до нескольких минут. Добиваемся ,чтобы щенок прекращал есть по команде сидеть, садился и ждал необходимое время до команды возьми.

Прежде чем перейти к отработке подачи, немного отвлечёмся от начального обучения. Хочу обратить Ваше внимание на пока еле видные, но все же, уже видные связи между командами в обучении щенка. В дальнейшем они будут играть всё более важную роль в обучении Вашего щенка.

Первое. Всегда после запрещающей движение команды должна следовать разрешающая движение команда. Всегда между ними должна существовать чётко выраженная пауза. При обучении, чем более возбуждена собака, тем тщательней надо следить за паузой между командами. И обязательно постепенно от нескольких секунд, доводить её до нескольких минут.

Обратите внимание на команду сидеть. Она одна из самых главных команд при обучении щенка. Она как ниточка, связывает разные упражнения. По её выполнению можно судить о степени готовности Вашего щенка к дальнейшему обучению. Щенок должен начинать знакомство с птицей, если он в состоянии возбуждения, выполняет команду сидеть на расстоянии в 20 метров. Если он остаётся сидеть по команде, когда владелец отходит от него на расстояние 30-40 метров. И ждёт, пока владелец его не позовёт.

Так же обратите внимание, я стараюсь после каждого примера упражнений формулировать цель занятия. Если Вы не понимаете, зачем нужно это занятие, сразу пишите. Занятия связаны между собой и важно, чтобы Вы чётко понимали эти связи. Они тот каркас, на который Вы будете накладывать индивидуальные, Вами придуманные занятия, подходящие лучше всего именно для Вашей собаки. Каждая собака индивидуальность, требующая своего подхода.

Так как каждая собака индивидуальность, Вам необходимо понять степень воздействия на собаку, заставляющую её выполнять Ваши требования. Очень часто непоследовательность заменяется криком или бессмысленным битьём собаки. Так же часто владелец ограничивается полумерами вместо необходимого воздействия.

Отработка подачи.

Щенок играя, часто носит игрушки или другие предметы в пасти. Перенося их с места на место. Это и есть врождённая склонность к подаче. Всё, что необходимо знать владельцу для постановки подачи у щенка, укладывается в два слова: не навреди. У щенка очень развит инстинкт преследования, любой предмет брошенный владельцем или катящийся от щенка, вызывает у него стремление его догнать и схватить. Всё ,что надо,это свести эти два врождённых действия в одно. Самое простое, увидев что щенок взял в пасть игрушку или другую вещь, присесть ( помните, щенок воспринимает это движение как желание с ним поиграть) и скомандовать подай, протягивая к нему руку. Неважно, что щенок не знает этой команды, он подбежит к Вам играть, если подбежит с предметом, аккуратно заберите его и от души похвалите щенка. Помните всегда, лучше сделать другую попытку, чем пытаться поймать рукой щенка, чтобы забрать предмет. Обычно под рукой нет в этот момент кусочка,чтобы поощрить щенка. Не отдавая ему предмет, идите на кухню возьмите кусочек и дайте щенку. Предмет уберите. Если это игрушка, потом положите незаметно на место. Есть вариант, когда заметив, что щенок начал носить в пасти предметы, Вы провоцируете щенка на подачу. Выберите для этого место в углу комнаты и сами расположитесь так, чтобы протянув руку можно было удобно для Вас, забрать предмет из пасти щенка. Присядьте, и когда щенок к Вам подбежит, бросьте предмет в угол. Как только щенок возьмёт его, протяните руку и дайте команду подай. Осторожно заберите предмет. От души похвалите щенка и дайте ему кусочек. Два, три раза за день вполне достаточно, чтобы щенок в течении 3-6 дней усвоил команду подай. Как только Вы поняли, что щенок по команде подай несёт вам предмет в пасти, выберите несколько предметов и крупное крыло, утка, гусь, фазан неважно. Оно понадобиться для приучения щенка носить перо в пасти. Эти предметы Ваша, а не щенка собственность. Никогда щенок, не может иметь к ним свободного доступа. Только с ними Вы в дальнейшем закрепляете, команду подай. Т.е. любой предмет, оказавшийся в пасти Вашего щенка и им принесённый, Ваша собственность, а не его игрушка. Наградите щенка похвалой и кусочком, если хотите, бросьте его ещё, но никогда не позволяйте себе после занятий бросить их в угол на виду щенка. Если это игрушка, дождитесь, когда щенок забудет, и незаметно положите её на своё место. Если это поноска, крыло, мячик, или другая вещь, с которой вы отрабатываете подачу, их место всегда в отдельном ящике, недоступном для щенка.Как пример. У меня на передержке в течение 10 дней был щенок трёх месяцев от роду. Его с месяца баловали кусочками варёной курицы. С ним уже можно было гулять, и он очень чётко находил и подбирал косточки от курицы гриль на улице. Как только щенок по команде дома стал осознано приносить игрушку в руки проблем с подбором косточек не стало. Т.е. он их также удачно находил в любом месте, и по команде подай с радостью бежал менять её на кусочек. Я складывал кости в пакет. А щенок получал за каждую, кусочек сухарика и похвалу.

Самые распространённые ошибки при начальном приучении щенка к подаче. Владелец сразу отдаёт обратно принесённый щенком предмет. Щенок приучается играть, трепать и грызть его. Считает этот предмет своей, а не владельца собственностью. Отсюда постепенно щенок начинает не отдавать в руку, а останавливаться перед владельцем, приглашая, отнять у него или поиграть с ним этим предметом, владельца. В последующем, он может начать грызть подаваемые предметы или крыло, привыкнув трепать и грызть подаваемый предмет, воспринимаемый как, его игрушка. Очень часто владельцы сильно утомляют щенка упражнением по подаче в начале обучения, результатом таких действий в будущем будет закрепление у собаки возможности делать выбор, подавать или нет. Что недопустимо. Для щенка в возрасте 3 месяца достаточно 2-3 раза в день подать владельцу предмет, с расстояния полметра- метр, до момента пока щенок осознает, что владельцу нравятся его действия. Уже после этого можно постепенно увеличивать количество занятий по подаче и расстояние. Заканчивая эти занятия на сильном возбуждении щенка.

Начальное обучение щенка команде рядом.

С двух месяцев, щенка начинают приучать к ошейнику и поводку. С ошейником всё понятно, Вы покупаете и надеваете на щенка ошейник по размеру. Похвалите щенка, надев на него ошейник. Немного поиграйте со щенком, чтобы отвлечь его от нового непривычного предмета на шее. На второй день можно знакомить щенка с командой рядом. Отрабатывайте команду рядом, на подходе щенка от его места к миске во время кормления. Посадите щенка на место, пристегните поводок, скомандуйте рядом, и медленно идите на кухню к миске с кормом. Подойдя к миске, скомандуйте сидеть, отстегните поводок дайте выдержку и потом команду возьми. Понятно, что щенок не сразу будет идти рядом, будет тянуть на поводке к миске. Не сделайте ошибку, не дёргайте за поводок! Он нужен, чтобы удерживать щенка рядом, не более. Давайте поводка столько, чтобы щенок не мог выходить вперёд Вас при движении, но и не висел передними лапами в воздухе. Лучше остановитесь и плавно немного отведите руку с поводком назад, если щенок выходит вперёд Вас. Как только он окажется рядом, погладьте его, приговаривая: хорошо, рядом, и вновь начните медленно подходить к миске. Проявите терпение, обойдитесь на занятиях без резких грубых действий и через несколько занятий увидите, что щенок постепенно начинает выполнять Вашу команду рядом, сохранив к Вам доверие и контакт с Вами. Обычно хватает недели, чтобы щенок научился хорошо выполнять команду рядом на поводке. Переходите к отработке команды рядом без поводка. Ясно, что он без поводка будет выполнять её плохо, но у Вас есть команда сидеть, воспользуйтесь ей как только щенок выбежит к миске вперёд Вас. Если не выполнит команду сидеть, можно и власть употребить, спокойно подойдя к щенку, взять его за холку и посадить туда, где он должен был сесть. Давайте выдержку и командуйте рядом, показывая рукой рядом с собой таким же плавным движением, как натягивали поводок возвращая щенка. Выполнил, медленно идите к миске, приговаривая, хорошо рядом, побежал к миске, команда сидеть. И повтор действий в случае невыполнения команды сидеть. Вы должны чётко помнить, применять к щенку наказание при обучении команде неприемлемо. Его можно применять только в случае, если щенок хорошо знает команду, но по каким либо причинам не выполнил её. Команду сидеть щенок должен хорошо знать к моменту обучения хождения рядом. Такая отработка команды рядом даст Вам возможность потратить меньше времени при обучении щенка на улице. И ещё раз подчёркиваю, старайтесь отдавать команды спокойным голосом.

Итак, Ваш щенок вырос и после прививок, с ним можно гулять на улице. К этому моменту он должен уметь хорошо выполнять дома команды: ко мне; сидеть; на место; подай. Подавать крыло и активно им интересоваться ,предпочитая занятия с ним занятиям с другими предметами. Занятия на улице надо начинать постепенно, после того как щенок познакомиться с новым для него миром и станет чувствовать себя в нём уверенно. Хочу напомнить, что на улице много отвлекающих факторов: собаки, прохожие, дети, разные запахи. Поэтому не стоит надеяться, что на улице щенок будет выполнять Ваши команды так же хорошо, как и дома. Тем более не стоит раздражаться и повышать голос, если щенок отвлёкся от занятий на какой либо раздражитель. Для него это естественно и необходимо. Выбирайте правильно место занятий, стремитесь стать для щенка интересным и необходимым партнёром по играм, больше и активней двигайтесь сами, давайте щенку устать в играх с Вами, и вплетайте постепенно в игры обучение щенка необходимым навыкам. Почему пишу о необходимости не проводить много времени и специально не отводить щенка в компании молодых собак. Вы можете потерять начинающийся устанавливаться контакт с щенком и необходимое управление щенком для занятий, подготовленное Вами дома. Кроме этого достаточно велика вероятность получить серьёзные повреждения от щенков крупных пород собак во время игр. Щенок, освоившись на улице, сам проявит интерес к другим собакам, также как и они к нему. Ваша задача стараться, что бы интерес к другим собакам был заметно меньше, чем к играм с Вами. Вообще, перевод внимания щенка на улице только на владельца- первая задача для начала обучения на улице щенка. Не устану повторять, полный контакт с владельцем- главное. Главный показатель контакта и правильно проведённого занятия, его быстрое и радостное выполнение щенком.

Для того что бы планомерно и последовательно работать с собакой на улице, а потом и поле, на мой взгляд необходима тетрадь занятий со щенком. Где на первой странице описывается, что хотят добиться от работы с собакой. Т.е. владелец пишет, что он понимает под правильной работой спаниеля, как она выглядит своими словами. И после написания этой страницы читает правила испытаний спаниелей, без ориентировочной таблицы в них. Наверняка возникнут вопросы и некоторые расхождения или ошибки в написанном владельцем и в правилах. Обратите особое внимание на них. Не торопитесь считать, что всё поняли. Пропишите на следующей странице ещё раз, если понадобиться ёще и ещё раз, убедитесь, что правильно поняли написанное в правилах. Обратите особое внимание на поиск. Как правильность, так и скорость. Это основа основ в работе спаниеля да и не только. Правильный и одновременно быстрый поиск в пределах выстрела залог успеха на охоте и испытаниях. Подготовка собаки подразумевает Ваше понимание, что вы от неё хотите получить в итоге. Честность перед самим собой и в первую очередь получение положительных эмоций щенком и Вами в занятиях. Не занимайтесь раздражёнными, умейте и учитесь владеть собой, не стесняйтесь показывать на людях свой восторг от правильно сделанного упражнения щенком. Дарите своему щенку радость общения с Вами, и он отблагодарит Вас, радостным желанием выполнять всё, что Вы от него требуете.

Автор: Аксёнов Игорь Владимирович

 


Комментировать