Travels & Adventures Logo

Вход
 
 
Материалы теоретического занятия (И.Аксёнов)

Материалы теоретического занятия "Общая подготовка и подготовка к выходу в поле."

Опубликовано:
05-03-2015
 

28 февраля на базе Региональной общественной организации любителей спортивной охоты и рыбной ловли ЮАО г.Москвы (МООиР) прошли теоретические занятия с владельцами первопольных спаниелей по подготовке к полевому сезону 2015.

Занятия проводил эксперт III категории по породам спаниелей Аксенов Игорь Владимирович.

Материалы проведённой лекции:



Игра и социализация.

Ключевыми основами в построении методик обучения, являются, потребность собаки в игре, и ее правильная социализация. Вкратце рассмотрим эти два термина. Интуитивно понятно, что собакам нравится играть, следовательно, у них существует потребность в игре  или игровая потребность. Игры у собак бывают разные. По мнению этологов все они представляют собой ритуализированные, т. е. превратившиеся в ритуал, элементы повседневного жизненно важного поведения (охотничьего, оборонительного, полового).  У игровой потребности есть одно существенное отличие от потребностей витального ряда. Пищевая потребность возникает при отсутствии в крови животного питательных веществ и вызывает поведение,  ведущее к насыщению. То же и с потребностью в питье. А вот потребность в игре существует всегда. И вызывает она поведение в виде игры, которое не ведёт к чему-либо, а само по себе — цель данной потребности. Как ни странно, ученые только в середине прошлого века обратили внимание на виды поведения, которые не служат редукции потребностей, но явно подкрепляют сами себя. «Обширные области деятельности, особенно у подрастающего живого существа, создают впечатление «самоцельности», например игра…. 

Любое поведение, которое мы сумеем сделать игровым, тут же превратится в самоподкрепляемое, т. е. выполняющееся собакой для собственного удовольствия. Выполнение этого поведения не будет вести  к снижению мотивации и, поэтому, никогда собаке не надоест (разумеется, в пределах физической и психической выносливости, — всё можно довести до абсурда).

Социализация. В чём значение социализации? Основное значение в том, что дрессировка значительно упрощается,  если для собаки дрессировщик — вожак (не просто лидер, а именно вожак, т. е. лидер, деятельность  которого одобряется), взаимное понимание в «стае» не является проблемой, собака ожидает от дрессировщика получения положительных эмоций, а дрессировщик получает положительные эмоции от результатов деятельности собаки. То, чего собака должна хотеть больше всего на свете: общение с хозяином, более узко — общение с хозяином через игру или совместную агрессию.  Можно выделить три основные задачи социализации с точки зрения подготовки собаки к овладению специальными навыками: 1) выработка комфортной иерархической структуры (задача сложная, потому что формируемое сообщество является межвидовым: «человек — собака»), 2) выработка системы взаимной коммуникации,  3) формирование эмоциональной взаимной зависимости.

Т.е. социализация это еще один способ познания мира. Через опыт общения со старшими в стае. И восприятии их требований к правилам поведения. В том числе и правил игры с ними. Далее будет рассмотрены, некоторые характеристики щенка, для составления Вами плана занятий и понимания общего порядка работы со своим щенком, невозможного без индивидуального подхода к щенку. Одна из характеристик под очень условным названием –смелость, играет важную роль для начала работы с собакой. Важным и возможно определяющим для Вас критерием ее оценки и является высокая потребность  в игровом поведении демонстрируемая щенком .

Что такое мотивация и зачем она нужна.?

что такое мотивация? Понятие очень важное, можно сказать, имеющее мировоззренческое значение. В любой момент времени у каждого животного есть определённый набор потребностей (желаний).  Например, собаке одновременно может хотеться и пить, и есть и, предположим, спать. Какое-то из этих желаний в данный момент времени является ведущим (самым сильным).  Его мы и называем мотивацией. Мотивация, в свою очередь, порождает драйв, — стремление действовать с целью удовлетворения мотивации,  «жажду деятельности». Интуитивно содержание этого понятия мы ощущаем по аналогичному термину  в современной музыкальной культуре. (Если музыка «заводит», то в ней есть драйв). Поскольку поведенческий акт вызван  появлением мотивации, — деятельность животного не является простым ответом на раздражители. Животное действует,  поскольку хочет достичь определённого результата. Животное делает то, что оно хочет делать, т. е. не является щепкой плывущей по течению, оно барахтается, оно может поплыть и против течения

Что такое поведенческий акт и зачем он нужен.?

Если попытаться разбить поведение животного на отдельные самостоятельные элементы, некие, в свою очередь не делимые,  «элементарные частицы», мы придем к понятию поведенческого акта.  Поведенческий акт — это единица поведения животного, начинающаяся с момента появления мотивации и  заканчивающаяся эмоциональной оценкой результата действия по удовлетворению этой мотивации. Т.е: «хорошо» — мотивация удовлетворена. «Плохо» — мотивация не удовлетворена, для её удовлетворения необходим новый, отличающийся от первого, поведенческий акт. «Удовлетворительно» — мотивация удовлетворена  частично (можно на этом закончить, а можно попробовать достичь цели ещё раз, по-другому).

Что необходимо знать владельцу до начала работы с собакой.

Владелец должен знать общие принципы подготовки и специализацию породы, которую он собирается готовить к охоте.

Для Русского спаниеля специализацией, является, энергичный поиск в полном контакте с ведущим,в пределах ружейного выстрела- в 20-30 метров плечо челнока и хорошо заметный переход, от поиска, к максимально быстрому после обнаружения дичи, подъему дичи на крыло, на суше и воде. Остановка после подъема по команде или самостоятельно. С обязательной подачей только по команде битой дичи или подранка с суши и воды. Специализация спаниеля, самая сложная специализация из всех пород подружейных собак, поскольку включает в себя обязательную работу до и после выстрела. Соответственно, она требует хорошей подготовки собаки к охоте. И собак, способных быстро и точно воспринимать  разнообразное обучение. Разница в характерах и поведении, особенности работы породы в рамках специализации, отличает одну породу от другой. И имеет определение - стиль. Для РОСа качества которые на мой взгляд, определяют его стиль, это: Осознанная работа чутьем направленная на запах самой птицы,а не ее следа, что дает возможность собаке искать энергичным галопом, с головой поднятой на уровне спины или выше, без ковыряния на набродах. Обрезая наброды, в поиске самого горячего запаха отбежавшей птицы. Используя свечки в высокой траве, для проверки запаха, и контакта с владельцем. Хорошо заметный переход от поиска к быстрому подъему дичи.

Общим принципом подготовки собаки является использование в ней заложенных в собаке способностей. Далее, врожденных качеств (В.К.). Чем они лучше, тем более интенсивно может происходить обучение, и  тем лучше будет конечный результат. Важнейшим условием , так же, является необходимость правильно понимать действия собаки , ее характер,  ее недостатки, и знать способы обучения, способные максимально сильно раскрыть ее таланты, и нивелировать  ее недостатки. Которые, в той или иной мере, есть у всех собак.

Работа с собакой начинается с определения ее характера.  Условно, можно выделить несколько характеристик. По которым, мы можем посмотреть и определить степень качеств, у конкретной особи. Это очень важно т.к. методики дают общее понятие о способах и принципах работы. Дело владельца подобрать к конкретной собаке, и объединить наиболее подходящие упражнения , и принципы работы из различных  методик. Т.е. создать для своего воспитанника, индивидуальную методику обучения. Поняв, что определения достаточно условные, и служат для определения целого, и главное индивидуального характера  вернемся к определению характеристик для начала работы с собакой. Возьмем за условие, что, собак с максимально качественными характеристиками и соответственно идеальным характером, не бывает. 

1.Темперамент – степень подвижности собаки, если угодно, ее желание как можно больше, находится в движении, и качество перехода от активного движения, к спокойному состоянию.
2.Смелость – желание активно познавать мир, быть по хорошему, наглой в этом познании. 
3.Начальный контакт – врожденная способность признавать в человеке главного, и внимательно следить за его действиями. Подстраиваться под них.
4. Степень доминантности - стремление занять главное место, выстраивание отношений в стае на основе давления и силы. А так же, и путем поиска обходных путей для невыполнения команд и соблюдения определенных норм поведения в смешанной стае человек - собака.

Итак, для правильной работы с собакой мы должны знать:
1. Ее общую специализацию.
2. Характерные особенности характера и поведения во время работы – ее стиль.
3. Составить свое мнение о конкретных индивидуальных характеристиках, собаки.
4. И отдавая себе отчет, в том, что гениальность не отменяет качественного обучения. 
На основе предыдущих пунктов составить начальный индивидуальный план работы , с щенка до взрослой собаки, корректируя его, по мере обучения.

Думаю всем понятно, что формирование любого навыка, идет от простого, к сложному. Значительно хуже дело обстоит с пониманием, каким образом развиваются начальные навыки, сколько ступеней развития существуют, как устроен процесс создания и увеличения мотивации собаки. И когда обучение можно считать законченным.

Итак. Мы провели приблизительный анализ способностей нашего щенка. И получили общее представление о том,  что нам от него ждать в обучении. Щенок освоился, весел, здоров, и жаждет общения с Вами. С чего начинать обучение и когда его начинать. Тоже понятно, с первого дня появления, осознаете Вы это или нет, он уже начал его сам. Чуть ранее мы договорились, что любое проявление поведения, которое может, пригодится нам для подготовки к охоте, должно поощряться. Вы должны показывать что вам нравится , нет, очень нравится,  когда щенок активен, много двигается, играет с вами, постепенно забирая у него инициативу начала таких игр, себе, и так же постепенно, создавая для него сигналы, вашего общения, так и сигналы для начала игры. 

Как пример, увидев что щенок расположен поиграть, вы можете поиграть с ним в мячик, катая его перед ним из руки в руку по полу. Постепенно, вид мячика будет вызывать у него игровую потребность, т.е. мячик  будет одновременно, мотивацией, или сигналом к началу игры. Можно, и думаю нужно после того как мотивация появилась, сопровождать начало игры коротким свистком, а окончание игры длинным свистком. Таким образом, мы постепенно вводим в игру, то что нам понадобится дальше в обучении. Мотивация, к игре, возникающая при виде мячика у щенка. Позволит нам в дальнейшем, начать изменять правила игры с мячиком, превращая игру с мячиком в начальное обучение подаче. Короткий свисток, когда собака сама возьмет мячик в пасть, будет дополнительной причиной быстро подбежать к вам с мячиком. Длинный свисток, в дальнейшем будет четко  связан с окончанием активного движения , а в итоге, может стать командой запрещающей любое активное действие. Уже на этом примере видно, как несущественная на первый взгляд мелочь, при правильном понимании владельца, начинает служить созданием основы для его дальнейшей работы с собакой. По большому счету основой методичного обучения конкретной собаки. Возвращаясь к проведенному анализу качеств щенка. Общим принципом работы и игры с щенком это попытаться развить его слабые стороны за счет использования его сильных сторон.

Как пример. Щенок становится неуправляемым в игре, как часто говорят «бесится». Это может быть как и возрастное, связанное с неравномерным развитием нервной системы, так и врожденной предрасположенностью к такому поведению . И в том и в другом случае, подобное поведение наверняка создаст проблемы в обучении. Любые резкие действия направленные на прекращение такого поведения , для щенка, как правило вредны. И приводят к невозможности создать правильную обстановку в игре и обучении. Что делать? Спокойно подумать. 
Понятно, что потребуется дополнительное время для коррекции поведения, и обучение будет проходить медленнее. Вернитесь в ваших играх назад. Не доводите при совместных играх его до такого состояния. Очень постепенно его мотивируйте, предметом и своими действиями. Более сдержано показывать свою радость. Вариантов решения  очень много, но правильным будут те, где вы, разовьете недостающее, не потеряв при этом или потеряв  с минимальным ущербом, в нормальном развитии достоинств щенка, которые будут вам необходимы для работы в дальнейшем. 

Запомните 1 правило:
С очень активными собаками в игре и на занятиях вы все делаете подчеркнуто медленно. Привлекая и  задерживая его внимание на себе. Тем самым Вы учите щенка правильно пользоваться своей нервной системой. Вырабатываете его внимание, учите его сдерживать себя в ожидании команды или жеста.
Отсюда следует и 2 правило:
Вы максимально активно себя ведете в занятиях с щенком, который неуверен в себе, несколько заторможен,  не демонстрирует на занятиях желание активно двигаться сам. Не вводите статики в начальные занятия с таким щенком, все в движении, пробежки за мячиком, и от щенка  несущего Вам мячик. Этим вы так же добиваетесь правильной работы нервной системы щенка, развиваете  мотивацию к активному движению. Эти два правила одновременно служат примером противоположного подхода в подготовке, основанной на индивидуальном подходе к каждой собаке.  Важно: врожденный интерес к дичи, еде, может помешать начальному обучению подаче. И может, способствовать устойчивому быстрому закреплению правильного начального навыка в дальнейшей работе.
Отсюда 3 правило:
Начинать обучение на предметах, к которым нет врожденной мотивации.

Теперь давайте рассмотрим этапы обучения и закрепления поведенческого акта (навыка) от начала и до конца.

1этап.
О нем уже упоминалось выше. Мотивация. Рассмотрим этот этап чуть подробнее. 
Потребность в игре и потребность в реализации агрессивных действий, как мы уже  разобрались, являются врождёнными. Однако, для того, чтобы стать мотивацией,  потребность должна в данный момент времени доминировать над остальными  потребностями. Как этого добиться? 

Во-первых, ослабить остальные потребности: накормить животное и напоить (без  фанатизма, а то на первый план выйдет потребность в дефекации), начинать дрессировку в  знакомом собаке тихом месте, в отсутствие посторонних людей, животных и их следов и  т. д. и т. п. 

Во-вторых, развить игровые (то же — агрессивные) формы поведения, путём развития  ощущения собственной эффективности животного в этих формах поведения. Повышение  собственной эффективности, не важно в чём именно, представляет собой не какой-либо  особый мотив, а некоторый руководящий принцип деятельности животного, который  пронизывает различные мотивы.  В-третьих, (именно «в-третьих», а не «во-вторых») животное необходимо  депривировать по данной потребности, то есть какое-то время не давать животному  возможности реализовывать её. Депривацией можно добиться превращения потребности не  только в мотивацию, но и в доминант .

Это и есть основные условия для начала работы с щенком.Начинаем заниматься дома как только щенок освоился в нем. После того как проснувшийся щенок, сделал свои дела и поел. Как правило через несколько минут. после еды щенок начинает играть, возбужден, интересуется всем новым.

Для примера приведу игру с которой начинаю заниматься с щенком.

На этом этапе играю со щенком, сев на пол. Чтобы быть с ним на одном уровне, не нависать над ним. Рядом с его местом.Щенок всегда охотно подбегает, играет с руками, или хватает за одежду, за нос или ухо. В общем выражает полный восторг происходящим. Каждый раз с начала таких игр, один -два раза в этой возне беру щенка с пола на руки, подношу к лицу и ткнувшись в его нос своим, ставлю на пол. Активно похвалив его. После пары -тройки таких игр, когда щенок, понимает что мне нравится когда я беру его на руки,и показывает что и он не против такой игры, взяв щенка в руки, показываю ему мячик, чуть подразнив его им,  провоцирую желание схватить его. И как только щенок начинает пытаться схватить его, проигрываю, и отдаю ему мячик. Выражая восторг происходящим. Поскольку отбежать ему некуда да и незачем,через секунду -две мячик аккуратно забираю и убираю. Собаку целую в носик, ставлю на пол, и вожусь с ним дальше. Отмечая реакцию собаки на мячик в кармане.Мячик больше не достаю. Через пару -тройку занятий с мячиком. ввожу обмен мячиком с собакой на руках. Отдал -забрал -отдал -забрал. После того как щенок начинает отдавать мячик сам. Приходит время первый раз бросить мячик. Щенок на руках, после обмена мячиком, бросаю мячик, и через секунду-две ставлю щенка на пол. Щенок бежит, хватает мячик, я зову его к себе хлопая в ладоши, когда подбежит, беру его на руки, забираю мячик. После того как забрал мячик, показываю щенку. как я счастлив. Первая подача, состоялась. Мячик никогда не находится в свободном доступе для щенка. Подача один- два раза  за занятие.
Как правило, у щенков в возрасте от 40 дней до 3-4 месяцев от начала занятий, до первой подачи,  проходит в среднем 3-7 дней.Через 10-12 дней щенок радостно волокёт мне все, что дома плохо лежит. :)



В лекции использованы материалы из книги А.Ю. Федоровича "Работа-игра"

Источник: spanieliforum.ru

 


Комментировать